О группе компаний

Тутаевский моторный завод: перспективы реинжиниринга

Тутаевский моторный завод был создан в 1968 г. на базе Ярославского моторного завода. Он работает по четырем направлениям: заготовительные литейное и кузнечнопрессовое производства, изготовление коробок передач и моторов. Тутаевский моторный завод способен выпускать порядка 25 тыс. т чугунного литья в год и 20 т алюминиевого литья в месяц. Также завод выпускает горячие штамповки как для автомобильной промышленности, так и для коммунальной сферы.

Кузнечное производство работает пока лишь на 10–15 % от возможной мощности, однако руководство завода активно ищет новых заказчиков для получения максимальной загрузки производства. Основным направлением завода является производство моторов, причем как для автомобильной, тракторной, речной и специальной техники.

Заводоуправление ОАО «Тутаевский моторный завод»

tmz_article_1303_1.jpg

Мы производим более 40 модификаций 8-цилиндровых V-образных дизельных базовых моделей 8481 и 8424 мощностью 350–1000 лошадиных сил. Ежегодно выпускается около 1200 таких двигателей, которые по своему техническому уровню являются одними из самых современных в России», – отметил Щаников В. П., главный инженер ОАО «Тутаевский моторный завод».

Предприятие поставляет моторы для модернизации речных судов, в которых иностранные двигатели уже отработали свой ресурс. Естественно, что замена иностранного двигателя на оригинальный – достаточно дорогостоящий процесс, поэтому такие порты, как Коломна, Нижегородский, Московский и многие другие, предпочитают сотрудничать с Тутаевским заводом. Кроме того, поставляемые двигатели хорошо себя зарекомендовали: они экономичнее в плане потребления топлива и смазки, неприхотливы и имеют достаточный ресурс.

Модернизация старого парка моторов происходит не только в области речной техники. Ключевыми клиентами ОАО «Тутаевский моторный завод» являются Петербургский тракторный завод, Брянский автомобильный завод (БАЗ), Минский завод колесных тягачей (МЗКТ). Тутаевские моторы также успешно используются производителем сельскохозяйственной техники – заводом «Гомсельмаш».

Стоит отметить, что во многом именно дизельному двигателю Тутаевского моторного завода команда «КамАЗ-Мастер» обязана своими многократным победам в ралли Париж – Дакар. Несмотря на это, в связи с решением Международной федерации автоспорта FIA, которая с 2015 г. вводит новый регламент, ограничивающий объем двигателя до 16,5 л, двигатели ТМЗ объемом 18,2 л оказались за допустимой чертой.

Проигнорировав готовность завода изготовить двигатель с меньшим литражем, «КамАЗ» заключил соглашение с Liebherr и установил новые моторы на машины, участвующие в соревнованиях.

Несмотря на большое число заказчиков, Тутаевский завод переживает сейчас не самые лучшие времена. На этапе строительства завода планировалось, что он будет выпускать около 18 тыс. моторов ежегодно, но основные клиенты завода – Кировский тракторный завод и Минский автомобильный завод – до сих пор не выпускают такое количество техники. В связи с этим в 2006 г. руководству предприятия пришлось поставить вопрос о реинжиниринге.

«Раньше, когда завод только проектировался, существовала система жестких производственных линий. Одна деталь перемещалась по конвейеру и обрабатывалась на каждом этапе. В наши дни такие линии стали более затратными в плане потребления смазочно-охлаждающей жидкости, гидравлических масел и энергетических расходов, также они занимали огромные площади. В 2008 г. были предприняты первые шаги в реинжиниринге – мы высвободили одну из очередей механосборочного комплекса и перевели технологии обработки одной детали на Ивановский обрабатывающий центр ИС-800. Этот центр заменил порядка тридцати шести единиц оборудования, которые входили в состав автоматической линии. На нашем заводе работают и другие станки, среди которых Litz и Mori Seiki, поставляемые ГК "ФИНВАЛ". Отмечу, что только за последние годы ГК «ФИНВАЛ» поставила нам порядка тридцати новейших станков», – рассказывает Щаников В. П.

В условиях жесткой конкуренции и сильного влияния китайского производителя на автомобильном рынке реинжиниринг играет особо важную роль. К примеру, если раньше Тутаевский моторный завод производил 18 тыс. коробок передач ежегодно, то сейчас такого объема, к сожалению, нет. Помехой в осуществлении стабильного производства является не только растущая конкуренция со стороны иностранных поставщиков. Одна из главных проблем – отсутствие на отечественном рынке недорогого и качественного материала. К примеру, для одного из итальянских заводов, получающих материал от того же российского предприятия, что и Тутаевский завод, цена почему-то в два раза ниже, несмотря на все затраты на транспортировку и таможенные сборы. Но, кроме того, эти заводы являются сравнительно небольшими по российским меркам, но выпускают достаточно крупные объемы продукции.

Цех предприятия

tmz_article_1303_2.jpg

Однако сотрудники завода не унывают и строят планы на будущее. Главный конструктор ОАО «Тутаевский моторный завод» Прохоров О. Г. отметил, что в перспективе завод планирует увеличить мощности своих моторов.

«Если мы сегодня выпускаем двигатели до 650 лошадиных сил, то следующая ступень – двигатели мощности 1000–1200 лошадиных сил. Практически с теми же габаритами мы должны перейти на новый производственный уровень. Все это позволит сделать наши моторы более эксклюзивными. Я считаю, что мы способны в будущем заменить 12-цилиндровые двигатели», – заявил Прохоров О. Г.

Увеличение мощности двигателей Тутаевского моторного завода потребует и расширение станочного парка.

Работа механического цеха

tmz_article_1303_3.jpg

«Оборудование, поставляемое ГК "ФИНВАЛ", позволяет нам усовершенствовать наше производство. Так, обрабатывающие центры Litz и Mori Seiki существенно расширили наши возможности. Теперь, если возникает необходимость внести изменения в вариант исполнения детали, программа легко корректируется. Это очень удобно при обработке маховиков, картеров, шкивов и других деталей, которые различаются между собой отдельными элементами. Год назад мы приобрели шлифовку для обработки коленчатого вала. Особенность станка заключается в том, что коленчатый вал обрабатывается за один раз, к тому же на станке можно шлифовать не только коленчатый, но и распределительный вал. По старой технологии, коленчатый вал приходилось шлифовать на восьми станках, сейчас же достаточно одного», – отметил Прохоров О. Г.

Тутаевский моторный завод сотрудничает с ГК «ФИНВАЛ» не только в сфере поставки и обслуживания металлообрабатывающего оборудования, но и в сфере обучения технического персонала.

Нехватка квалифицированных кадров – одна из главных проблем, с которыми столкнулся Тутаевский завод. Каждый современный станок имеет свои индивидуальные особенности, но не каждый поставщик оборудования предоставляет полный пакет документации, объясняющей устройство и уникальность работы оборудования.

ГК «ФИНВАЛ» предложила двухступенчатый алгоритм обучения персонала. Первый этап обучения – теоретический, он проводится в Центре технологии машиностроения (ЦТМ) в Москве, где сотрудников обучают принципам работы с различными типами станков. В рамках второго этапа специалисты ГК «ФИНВАЛ» приезжают на предприятие и проводят практические семинары на уже действующих станках.

Однако качественное обновление завода было бы невозможно без финансирования. Многие реинжиниринговые программы Тутаевского моторного завода были осуществлены при поддержке «Объединенной лизинговой компании», имеющей большой опыт реализации проектов в различных сферах, в сотрудничестве с Транскапиталбанком.

«Мы уверены, что Тутаевский моторный завод сможет достигнуть новых высот благодаря не только высококвалифицированным специалистам, но и уникальным техническим решениям, которые применяются на заводе. Мы готовы всячески помогать заводу в его развитии», – отметил финансовый директор «Объединенной лизинговой компании».

Сейчас на Тутаевском моторном заводе активно применяются новые технические решения, разработанные ведущими компаниями. Вне всякого сомнения, завод будет наращивать темпы производства и вскоре выйдет на качественно новый уровень работы.

Пресс-служба ГК «ФИНВАЛ»

Источник: журнал «Главный механик», март 2015.