О группе компаний

Стратегическое предприятие

tmz_1.jpgАдрес «Тутаевского моторного завода» — ул. Строителей, 1. Получилось так, что предприятие строилось 20 лет, но это не был долгострой — завод расширяли и расширяли. Вот только построенная первая очередь предприятия никогда не работала на полную мощность.

Первоначальные планы были скромны и должны были быть реализованы в кратчайшие сроки. Все началось весной 1967 г. Руководство страны предприняло шаги к решению проблемы дефицита запасных частей — 10 мая вышло соответствующее постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №416.

Постановление послужило отправной точкой строительства корпуса запасных частей филиала Ярославского Ордена Ленина моторного завода в г. Тутаеве.

Сроки строительства пускового комплекса «Корпуса запасных частей» на промплощадке в Тутаеве были сжатыми. В связи с этим в структуре предприятия организовывался цех запасных частей. После этого в марте 1969 г. началось его строительство.

В качестве цеха Ярославского моторного завода по выпуску запасных частей производство в Тутаеве просуществовало недолго. В 1970 году на базе цеха запчастей ЯМЗ создается Тутаевский моторный завод (ТМЗ). В Тутаеве должны были производить агрегаты для двигателей Ярославского моторного завода и отливки из серого чугуна. Проект строительства был пересмотрен. Теперь предусматривалось строительство корпуса запасных частей (КЗЧ) общей площадью 69 тыс. м2. В 1972 г. завершается создание первой очереди КЗЧ. Уже в январе 1973 г. изготовлены первые детали поршневой группы для ярославских двигателей.

В 1974 г. на основании приказа по МАП «Тутаевский завод дизельных агрегатов» получил статус производственной единицы Ярославского производственного объединения «Автодизель».

В декабре 1974 г. пущена первая очередь чугунолитейного комплекса (ЧЛК), оснащенного отечественным и импортным оборудованием. Завод становится градообразующим предприятием.

В 1976 г. вышло постановление Совмина СССР, в котором предусматривалось производство на заводе новых двигателей семейства ЯМЗ-840, обеспечивающих качественный скачок технико-экономических показателей автомобилей МА3, КрАЗ, карьерных самосвалов БелАЗ. Двигатели нового семейства ЯМЗ предназначались для перспективных автомобилей «европейского» типа с осевой нагрузкой 10 т, автомобилей повышенной проходимости, карьерных самосвалов грузоподъемностью 30 и 45 т.

В феврале 1977 г. Тутаевский завод дизельных агрегатов стал самостоятельным предприятием. Завершается создание ЧЛК, но не строительство завода — в 1978 г. правительством СССР принимается проект расширения предприятия, предусматривающий строительство механосборочного корпуса (МСК) площадью 114 тыс. м2, станции испытания двигателей, корпуса вспомогательных служб, развитие агрегатного корпуса до 101 тыс. м2, создание собственного производства горячих штампов мощностью 50 тыс. т в год, развитие транспортно-складского и энергетического хозяйств предприятия.

В 1983 г. за Тутаевским заводом дизельных агрегатов было закреплено производство двигателей ЯМЗ-8423 для тракторов К-701М. Началось ускоренное создание мощностей по выпуску двигателей нового семейства ЯМЗ-Э842.

В декабре 1984 г. утверждается проект первой очереди завода, рассчитанной на производство 18 тыс. двигателей, 119 тыс. т чугунного литья и создание производства алюминиевого литья выпуском 6,6 тыс. т в год. Численность персонала должна была достичь 17 200 работников, территория — 160 гектаров!

Выпускаемый заводом двигатель ЯМЗ-8421 должен был производиться вместо устанавливаемых на автомобили МАЗ моторов ЯМЗ-238Ф и -238Л, а коробки передач «238» и «201» — вместо выпускаемых Ярославским моторным заводом КП «236». Выпуск коробок передач, предназначенных, главным образом, для львовских автобусов, должен был составлять 25 тыс. в год. Проектом предусматривался технический уровень производства с высоким уровнем автоматизации и механизации технологических процессов.

В 1985 г. Тутаевский завод дизельных агрегатов в связи с изменением профиля производства переименован в Тутаевский моторный завод. В 1987 году на производство в Тутаев передаются двигатели ЯМЗ-8424 и ЯМЗ-8423 — V-образные 8‑цилиндровые дизели рабочим объемом 17,24 л.

tmz_2b.jpg

tmz_4.jpg tmz_3b.jpg


 

Предприятие остается производственной площадкой ЯМЗ: на заводе даже в проекте не предусматривалось создание конструкторской и экспериментально-исследовательской базы. Тем не менее в 1991 г. ТМЗ вышел из Ярославского объединения «Автодизель».

В 2004 г. Тутаевский моторный завод был отнесен к категории стратегических предприятий. Это помогло предприятию начать осуществлять программу технического перевооружения — реинжинеринга. Кардинальная перестройка технологического процесса предприятию, ориентированному на крупносерийное поточное производство, была необходима. К примеру, один отечественный обрабатывающий центр оказался способен заменить целую производственную линию, тем самым сократить персонал и высвободить производственные площади. При использовании обрабатывающих центров возрастает точность изготовления детали, так как нет необходимости каждый раз переустанавливать заготовку в станке.

Большую помощь в технической реконструкции предприятию оказала компания ГК «Финвал», специализирующаяся на комплексном обеспечении всеми видами металлорежущего, абразивного, слесарно-монтажного и измерительного инструмента. Первую поставку станков «Финвал» осуществила на ТМЗ в 2006 г. Всего «Финвал» поставил в Тутаев свыше трех десятков единиц современного станочного оборудования.

В 2007 г. в ОАО «ТМЗ» была создана рабочая группа главных специалистов по развитию производственной системы. Техническое перевооружение помогло предприятию в 2009 г. освоить производство новой 14‑ступечатой коробки передач ТМЗ 14.160. В этот период на предприятии работало 4800 рабочих. Сегодня на заводе трудится только 1600 человек. Вместе с тем завод является убыточным. Предприятие предпринимает разнообразные шаги по улучшению финансового положения.

Сегодня завод видит свое будущее в составе автомобильного холдинга. Холдинг ОАО «РТ-Авто» был зарегистрирован государственной корпорацией «Ростехнологии» в апреле 2010 г. Руководит компанией С. А. Когогин. В холдинг вместе с «РТ-Авто» входит 9 организаций, в том числе субхолдинг ОАО «НПО «Электромашина», включающий ОАО «Электромашина» и ОАО «Специальное конструкторское бюро «Турбина».

Уже намечено производство ряда деталей для «КАМАЗа». Это коробка отбора мощности и отдельные узлы трансмиссии. Рассматривается вопрос передачи на ТМЗ заказа на отливку гильзы для СП «Федерал Могул Набережные Челны». Для этого предприятию требуется пройти аудит системы качества.

В настоящее время предприятие производит автомобильные двигатели мощностью 360–500 л. с. Дизели ТМЗ устанавливают на самосвалы БелАЗ (Жодино), шасси МЗКТ (Минск) и БАЗ (Брянск).

Тракторные модификации тутаевских дизелей (8481.10) мощностью от 320 до 450 л. с. используют ЗАО «ПТЗ» (Санкт-Петербург), «Спецмаш» (Тихвин), ОАО «Промтрактор» (Чебоксары) и белорусский «Гомсельмаш». Завод производит с 2008 г. стационарные двигатели мощностью 315 кВт для дизель-генераторов.

Помимо более 40 модификаций дизелей мощностью от 270 до 650 л. с. в Тутаеве изготавливают 12 модификаций 8‑ступенчатой коробки передач ЯМЗ-2381, коробки ЯМЗ-238 ВМ/ВУ (в запасные части), 9‑ и 14‑ступенчатые коробки ТМЗ. Завод также выпускает около 200 наименований запасных частей для автомобильной промышленности, ОАО «РЖД», коммунального хозяйства. Общий объем производства составляет около 1,2 тыс. двигателей в год. Действующие производственные мощности позволяют выпускать 1,5 тыс. дизелей. Как говорят на предприятии, так много двигателей завод еще не производил. В планах предприятия увеличить мощность своего двигателя до 650–1000 л. с. Коробок передач на ТМЗ выпускают где-то 1,5 тыс. шт. Такой выпуск называют мелкосерийным.

Андрей Карасев
Фото автора и ТМЗ

Источник: журнал «Автопарк» / ноябрь 2014.