О группе компаний

С маркой ТМЗ


Моторостроение является одной из тех отраслей российского машиностроения, которые во многом определяют экономическую и военную мощь страны. Вот почему поездка представителей ряда ведущих отечественных СМИ на Тутаевский моторный завод, организованная фирмой «ФИНВАЛ» и агентством «Boring PR Agency», представляет особый интерес.

mark_tmz_1.jpg

Еще одним поводом рассказать о деятельности предприятия стало его 45-летие, отмечаемое в нынешнем году. За свою историю завод прошел напряженный, интересный, полный творческих побед и испытаний путь.

Страницы истории

Об истории предприятия лучше всего проинформировала экспозиция заводского музея. 1960–1970-е гг. прошлого века стали временем стремительного развития ведущих отраслей промышленности СССР, в том числе и автомобильной. Не случайно в 1968 г. вышло постановление правительства и ЦК КПСС о строительстве цеха поршней и гильз в Тутаеве для Ярославского моторного завода (ЯМЗ). И в марте 1969 г., что называется, процесс пошел, это и стало точкой отсчета в истории завода. Закрепил статус новостройки приказ министра автомобильной промышленности №141 от 29 мая 1970 г., согласно которому появился Тутаевский завод дизельных агрегатов в роли важного вспомогательного предприятия и филиала Ярославского моторного завода.

Под строительство объекта отвели обширные территории. По проекту 1969 г. предусматривалось строительство корпуса запасных частей, а в 1970 г. его возведение начали одновременно со строительством очистных сооружений и системы водоснабжения. Уже в январе 1973 г. изготовили первые детали поршневой группы для семейства ярославских двигателей. Тогда за месяц выпускалось 1800 комплектов поршней и гильз. В декабре 1974 г. пустили первую очередь чугунолитейного цеха, оборудованного по последнему слову техники.

В 1976 г. вышло постановление Совмина СССР о создании на заводе двигателей нового семейства ЯМЗ-840, обеспечивающих качественный скачок технико-экономических показателей грузовиков МА3, КрАЗ, карьерных самосвалов БелАЗ, тракторов К-700 и К-701. Двигатели этой серии предназначались для применения на перспективных автомобилях с осевой нагрузкой 10 т, автомобилях повышенной проходимости, карьерных самосвалах грузоподъемностью 30 и 45 т.

В феврале 1977 г. завод стал самостоятельным предприятием. В том же году правительство страны утвердило проект расширения предприятия, по которому предусматривались строительство механосборочного корпуса, станции испытания двигателей, корпуса вспомогательных служб, развитие агрегатного корпуса, создание собственного производства горячих штампов, развитие транспортно-складского и энергетического хозяйств.

В 1983 г. освоено изготовление двигателей ЯМЗ-8423 для тракторов К-701-М. Началось ускоренное создание мощностей по выпуску нового семейства двигателей ЯМЗ-Э842. Одновременно велось строительство первой очереди кузнечно-прессового корпуса и механосборочного корпуса.

В декабре 1984 г. утвердили проект первой очереди завода на выпуск 18 тыс. двигателей с развитием производства чугунного и алюминиевого литья. С вводом новых производственных мощностей площадь территории завода составила 160 гектаров. По проекту более 80% изделий должны были составлять новые виды современной техники, впервые выпускаемые в стране. Речь идет о двигателях ЯМЗ-8423 для модернизированных тракторов К-701 М «Кировец». В то же время двигатель ЯМЗ-8421 должен стать заменой ЯМЗ-238Ф и ЯМЗ-238Л для автомобилей МАЗ, а коробки передач ЯМЗ-238 и ЯМЗ-201 – как альтернатива выпускаемым Ярославским моторным заводом ЯМЗ-236. В те годы значительно увеличились и темпы строительства завода. В 1984 г. была введена в строй вторая очередь кузнечно-прессового цеха с новейшим оборудованием.

5 марта 1985 г. предприятие переименовали в Тутаевский моторный завод (ТМЗ), а 31 марта 1987 г. начали выпуск дизельных двигателей на новых мощностях, рассчитанных на изготовление 4 тысяч моторов. В 1988 г. организовали отдел внешнеэкономических связей, поскольку продукция ТМЗ поставлялась в 55 стран мира.

В 1991 г. ТМЗ вышел из объединения «Автодизель» и получил самостоятельность, а с 1993 г. стал открытым акционерным обществом «Тутаевский моторный завод». Обретя самостоятельность, завод оказался с большими мощностями по производству перспективных двигателей, но без конструкторско-исследовательской базы. А самое главное, в связи с исчезновением плановой экономики выпуск новой техники, для которой эти двигатели были спроектированы, так и не начался.
Пытаясь расширить рынки сбыта, проектировщики завода стали создавать новые варианты двигателей и коробок передач. Так появились модификации базового дизеля для установки на речные буксиры-толкачи, маневровые тепловозы, для замены штатных двигателей на импортной внедорожной технике «Komatsu», автокранах «Kato» и самосвалах «Caterpillar». Моторы стали адаптировать и к дизельным электростанциям средней мощности.

Несмотря на трудности, моторостроители понимали, что, только сохранив завод и свои рабочие места, можно надеяться на будущее. В сложнейших условиях создали перспективную 8-скоростную коробку передач, но из-за отсутствия капиталовложений темпы работ по ее доводке и производству снизились.

Руководство завода настойчиво искало выход из создавшейся ситуации и поэтому, с появлением новой программы дизелизации в автомобилестроении, предприятие начиная с 1998 г. приняло в ней активное участие по двум направлениям.

mark_tmz_22.jpg

Первое – повышение экологических показателей двигателей до уровня требований Евро-1, а затем Евро-2 и Евро-3. Второе – создание мощностей по производству понижающей передачи-демультипликатора для перспективных коробок ЯМЗ к силовым агрегатам, соответствующим требованиям Евро-2 и Евро-3.

mark_tmz_23.jpg

Усилия моторостроителей оказались не напрасными. Экономическое положение завода постепенно выровнялось, стали возрастать объемы производства. Осваивая новые технологии и приобретая передовое оборудование, предприятие наладило выпуск современной продукции, не уступающей зарубежным аналогам. Двигатели с маркой «ТМЗ» стали принадлежностью Минского и Белорусского автомобильных заводов, Санкт-Петербургского тракторного завода, курского завода «Электроагрегат» и многих других. На спортивных грузовиках КАМАЗ, участвующих в ралли «Дакар», также установлены моторы из Тутаева.

Особую категорию заказчиков ТМЗ составляют Брянский и Минский заводы колесных тягачей, Московский прожекторный завод, продукция которых используется в оборонном комплексе России. Учитывая значимость предприятия в сфере обороны, появился указ президента страны №1009 от 04.08.2004 г., в котором Тутаевский моторный завод отнесен к категории стратегических предприятий.

В последние годы на заводе проводится глубокая модернизация оборудования и технологий производства, ведется серьезная работа по созданию продукции, отвечающей современным требованиям рынка и обеспечивающей возможность расширения круга потребителей.

День сегодняшний

В настоящее время ОАО «ТМЗ» входит в «РТ-Авто» – холдинг в области автомобилестроения и производства автокомпонентов, который объединяет крупнейшие организации российского автопрома, в том числе «АвтоВАЗ» и «КАМАЗ». Все 100% акций ОАО «РТ-Авто» принадлежат государственной корпорации «Ростехнологии». В ее распоряжении находятся 31% акций Тутаевского моторного завода, около 18% принадлежит «Группе ГАЗ», и примерно столько же – ОАО «КБ Эллипс Банк», остальные акции – ряду миноритариев, в том числе физическим лицам (15% акций).

mark_tmz_4.jpgПо словам главного инженера предприятия Владимира Щаникова, ныне Тутаевский моторный завод является одним из крупнейших предприятий по выпуску V-образных восьмицилиндровых дизельных двигателей (рабочий объем 17,24 л) и запасных частей к ним. Сегодня на ТМЗ изготавливается свыше 40 базовых моделей и модификаций мощностью от 350 до 1000 л.с., которые по своему техническому уровню являются одними из самых современных в России. Ежегодно производится порядка 1200 моторов. Это единственный в стране специализированный завод по производству коробок передач. ТМЗ поставляет свою продукцию более чем 50 предприятиям машиностроения России и стран СНГ.

Вся продукция завода соответствует современным требованиям по экологии и безопасности, при этом автомобильные двигатели сертифицированы на соответствие экологическому классу 3, а модификации для установки на специальную технику удовлетворяют требованиям Правил ЕЭК ООН №96. В ближайшей перспективе, наряду с обеспечением экологических требований на уровне стандарта Евро-4, будет решена задача по созданию новых моторов мощностью до 700 л.с. (Евро-4).

По утверждению главного инженера ТМЗ, предприятие является обладателем сертификата, удостоверяющего, что система менеджмента качества применительно к проектированию, разработке, производству, поставке и гарантийному обслуживанию дизельных силовых агрегатов многоцелевого назначения, коробок передач, запасных частей к ним и комплектующих изделий машиностроительного назначения соответствует требованиям стандарта ИСО 9001:2008.

В линейке двигателей с маркой ТМЗ находятся модели с цифровыми индексами 8421, 8424, 8435, 8437, 8463, 8481, 8482, 8486, 8492, 8521, 8522, 85226, а также их модификации. Кроме силовых установок завод выпускает коробки передач, рассчитанные на передачу крутящего момента от 900 до 2500 Нм, узлы и детали к двигателям ЯМЗ, детали цилиндропоршневой группы, отливки из серого чугуна, горячие и холодные штамповки.

mark_tmz_16.jpgКак рассказал главный конструктор предприятия Олег Прохоров, при разработке двигателей и внесении различных изменений в полной степени учитывались современные тенденции моторостроения, глубокой модернизации подверглись различные технологические процессы. Часть узлов и агрегатов заменили на более надежные, поставляемые из стран дальнего зарубежья от известных фирм-производителей.

Повышен уровень входного контроля комплектующих и материалов, а также качества сборки и оптимизации отдельных операций. Вся готовая продукция проверяется в соответствии с установленным жестким регламентом.

Ключевые достоинства тутаевских моторов заключаются в индивидуальной четырехклапанной головке цилиндра, возможности регулировки оптимального надпоршневого зазора при сборке двигателя, поршнях с охлаждением внутренней полости маслом, топливной аппаратуре с высокой энергией впрыска, встроенном водомасляном радиаторе, приводе вентилятора с помощью гидродинамической или фрикционной муфты с автоматическим управлением. В конструкции двигателей используются детали и узлы, разработанные с участием известных фирм-изготовителей «Мале», «Гетце», «Гулд», «ККК» и произведенные на современном фирменном оборудовании.

mark_tmz_24.jpg

Как уже отмечалось, технические особенности самого современного двигателя завода серии ТМЗ-864.10 выразились в применении индивидуальной четырехклапанной головки цилиндров, гильз цилиндров со специальным микрорельефом на внутренней поверхности без разбивки на размерные группы, поршней с полостным охлаждением маслом, вставок под верхнее поршневое кольцо из жаропрочного чугуна, без разбивки на размерные группы, механизма газораспределения с двумя впускными и двумя выпускными клапанами на цилиндр. Мотор имеет нижнее расположение распределительного вала и поступательно движущиеся толкатели. Реализована возможность обеспечения оптимальной величины надпоршневого зазора при сборке. Установлены система топливоподачи с высокой энергией впрыска топлива Common Rail, регулируемый турбонаддув с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха, система рециркуляции отработавших газов, встроенный водомасляный радиатор, замкнутая система вентиляции картера, привод вентилятора с помощью автоматически управляемой муфты.

mark_tmz_25.jpg

С февраля 2015 г. вступают в действие требования технического регламента Таможенного союза, определяющие безопасность специальной колесной техники и прицепного состава. Это означает ужесточение норм по выбросам вредных веществ для моторов серии 8481.10, применяемых на тракторах Петербургского тракторного завода.

Поэтому взамен моделей 8481.10, 8481.10-02, 8481.10-04 разработано новое семейство двигателей ТМЗ-8483.10. Они имеют иную систему охлаждения наддувочного воздуха (ОНВ) и новое электронное устройство управления подачей топлива. Внедряются система управления подачей топлива с усовершенствованным топливным насосом и электронным регулятором производства ЯЗДА, а также электронный блок управления петербургской фирмы АБИТ.

Изменения в охлаждении наддувочного воздуха связаны с применением ОНВ «воздух-воздух», которая уже несколько лет используется в двигателях ТМЗ других моделей, таких как ТМЗ-8435.10 и ТМЗ-8431.10. Применение второй системы в конструкции серийных двигателей еще не проводилось. Для внедрения новой системы управления подачей топлива тутаевцы заказали на Ярославском заводе дизельной аппаратуры (ЯЗДА) усовершенствованный топливный насос с электронным регулятором, а также заключили договор с петербургской фирмой «АБИТ» на применение электронного блока управления.

Новый двигатель 8483.10-04 воплотили в металле, и он прошел испытания в Тутаеве с участием представителя «АБИТ», после чего его отправили на ЗАО «ПТЗ». Последнее заказало еще пару моторов. Все агрегаты будут установлены на конкретные образцы техники и пройдут испытания. Новые двигатели получат сертификаты на соответствие техническому регламенту и со следующего года заменят двигатели серии 8481.10 на машинах производства ПТЗ.

Электронная система управления двигателем, по утверждению О. Прохорова, нашла также применение на двигателе 8435.10 для Московского прожекторного завода (ЗАО «МПЗ»). Двигатель 8435.10 серийно производится несколько лет, но в специальной комплектации для МПЗ будет применен топливный насос с электронным регулятором и электронным блоком управления. Решение, отработанное для техники ПТЗ, для данного двигателя не удалось применить, так как по требованиям Министерства обороны все элементы электронной системы управления двигателем не должны иметь в своемсоставе импортных деталей. Эту систему и программное обеспечение для двигателя 8435.10 разрабатывает ЗАО «Институт энергетической электроники» из Санкт-Петербурга.

Двигатель успешно проходит расширенные испытания на ТМЗ и отправится потребителю для проведения эксплуатационных испытаний. Кроме изготовления самого двигателя, необходимо также разработать и согласовать с ЗАО «МПЗ» и военной приемкой комплект документации.

Рассказывая о Тутаевском моторном заводе, нельзя не упомянуть и о моторах, предназначенных для знаменитой команды «КАМАЗ-Мастер» – многократного победителя ралли-марафонов «Дакар». В самых экстремальных условиях, при огромных перепадах температур российские автогонщики не раз выходили победителями в раллийных гонках с помощью автомобилей, на которых установлен могучий двигатель, созданный профессионалами на базе модели 8482.

Для спортивных автомобилей КАМАЗ-4911 и КАМАЗ-4326-9 разработаны усовершенствованные модификации моторов ТМЗ-7Э846 и ТМЗ-7Э846.10-07, их модернизация на заводе проводится ежегодно: снижается масса двигателей, увеличиваются разгонные характеристики, повышаются их тягово-динамические и экологические показатели.

Четырехтактный 8-цилиндровый дизельный двигатель ТМЗ-7Э846 имеет V-образно расположенные цилиндры диаметром 140 мм. Рабочий объем двигателя такой же, как и у серийного образца, – 17,24 л, номинальная мощность достигает 730 л.с. при 2500-1 с максимальным крутящим моментом 2700 Нм.

Вариант ТМЗ-7Э846.10-07 с турбонаддувом отличается увеличенным до 18,47 л рабочим объемом и номинальной мощностью, повышенной до 830 л.с. Для улучшения силовых характеристик мотор снабжен двумя турбокомпрессорами BorgWarner.

Одной из интересных разработок тутаевских моторостроителей, без сомнения, является тысячесильный дизель ТМЗ-866.10, который предназначен для оборонного комплекса, в частности для комплектации бронетанковой техники.

По утверждению главного конструктора, на заводе готовы создать двигатели, соответствующие экологическому стандарту Евро-5, но для этого потребуется закупка целого ряда систем и агрегатов из-за рубежа, поскольку такая продукция у нас в стране практически не выпускается. Речь идет о системах впрыска топлива, развивающих давление 1600 бар, и электронных системах управления работой важнейших систем двигателя. Несмотря на это, тутаевские моторостроители не сидят сложа руки, и у них уже имеются перспективные заделы.

mark_tmz_26.jpgОАО «ТМЗ» выпускает механические 8-ступенчатые коробки передач ЯМЗ-238ВМ, ЯМЗ-238ВК, ЯМЗ-238ВУ, ЯМЗ-2381, а также их разновидности. Все они снабжены неподвижными осями валов, шестернями постоянного зацепления и синхронизаторами на всех передачах, кроме заднего хода. Каждый агрегат включает четырехступенчатую основную коробку и двухдиапазонный планетарный демультипликатор, соединенные в один узел.

В лучшие времена завод выпускал ежегодно до 20 тыс. коробок передач, сегодня этот показатель составляет 250–300 единиц в месяц. Большую конкуренцию тутаевским агрегатам оказывает продукция из Китая. И это неудивительно, ведь в Поднебесной в год изготавливают 800 тыс. коробок передач. Как тут им противостоять?

Тем не менее специалисты предприятия создали новые механические 9- и 14-ступенчатые коробки передач, соответственно ТМЗ-9.130 и ТМЗ-14.180, а также понижающую передачу-демультипликатор для перспективных коробок передач ЯМЗ. Из этого нового ряда коробок передач разработаны еще две модели – ТМЗ-9.190 и ТМЗ-14.215. При этом модели ТМЗ-9.190 с девятью передачами переднего хода, в отличие от агрегата ТМЗ-14.180, нужны для тех автомобилей, которые большей частью эксплуатируются по бездорожью, на достаточно малых расстояниях, где используется частое переключение передач и пр., поэтому не требуется так называемого плотного ряда передаточных чисел, благодаря которому на магистральных автопоездах можно получить, во-первых, высокую экономичность по расходу топлива, во-вторых, лучшую динамичность.

Коробки передач ТМЗ-14.215 разработаны под выпускаемые ОАО «МАЗ» автопоезда с еще более мощными двигателями, имеющими крутящий момент до 2150 Нм. Кстати, Минский автозавод одним из первых участвовал в испытаниях новой 14-ступенчатой коробки передач в составе серийного автомобиля МАЗ.

mark_tmz_27.jpg

Сейчас отдел главного конструктора и торговый дом ТМЗ располагают отзывами нескольких десятков потребителей новых коробок передач. Долговечность и увеличенный ресурс новых коробок передач подтверждены испытаниями в НАМИ. А потребители отмечают экономию топлива, практичный диапазон переключения передач, улучшение тягово-скоростных характеристик автомобиля.

mark_tmz_28.jpg

Гарантийное обслуживание продукции ОАО «ТМЗ», в том числе и новых коробок передач, осуществляют сервисные центры, расположенные в различных регионах России.

На ТМЗ также выпускаются узлы и детали к двигателям ЯМЗ, детали цилиндропоршневой группы, отливки из серого чугуна, горячие и холодные штамповки. В рамках кооперации в ближайшее время будет освоено изготовление ряда позиций для Камского автозавода – это коробка отбора мощности и отдельные узлы трансмиссии. Рассматривается вопрос о передаче в Тутаев заказов на отливку гильзы цилиндра для «Федерал Могул Набережные Челны» – совместного предприятия КАМАЗ и «Federal Mogul Corporation» (США).

Технологии и экономика


Большой интерес у журналистов вызвала экскурсия по цехам завода. Без всякого преувеличения, ТМЗ может гордиться своим технологическим оснащением. На литейном производстве выпускаются сложные заготовки из серого чугуна (блок цилиндров, головка блока, гильза цилиндра, картер, маховик и др.) для дизельных двигателей и коробок передач. Для соответствия современным требованиям осваиваются более совершенные технологии литья и применяются новые материалы. Успешно реализуется программа по техническому перевооружению чугунолитейного цеха для повышения качества литья до мирового уровня и увеличения объемов производства до 80 тыс. т.

mark_tmz_29a.jpg mark_tmz_29b.jpg

Кузнечно-прессовый цех обеспечивает заготовками основное производство ТМЗ. Проектная мощность – 50 тыс. горячих поковок в год.

Термический цех оборудован автоматическими и полуавтоматическими линиями и печами камерного и шахтного типа, на которых выполняются все виды термообработки углеродистых и легированных сталей заготовок деталей массой от 0,5 до 150 кг и габаритами до 1200 мм.

Предприятие располагает парком современного высокоточного металлообрабатывающего оборудования, поставленного ведущими зарубежными производителями. С его помощью изготавливаются любые по сложности детали.

Значительную часть современного оборудования ТМЗ поставила компания «ФИНВАЛ». Это станки с числовым программным управлением, высокоточные обрабатывающие центры, станки для обработки коленчатых валов, автоматы продольного точения и другое металлообрабатывающее оборудование.

mark_tmz_30.jpg

Хорошее впечатление произвел обновленный сборочный цех. Его возможности предусматривают сборку 5 тысяч двигателей в год. Особенностью технологического процесса является постовая сборка двигателей. При этом каждый мотор полностью изготавливает один специалист и ставит на нем личное клеймо, удостоверяющее качество работы.

mark_tmz_14.jpgmark_tmz_31.jpg
Как отметил В. Щаников, персонал является самым главным ресурсом предприятия, ценность которого с годами только возрастает. Развитие профессиональных качеств сотрудников – ключ к постоянному улучшению деятельности завода, его конкурентоспособности. Каждому рабочему предоставляется возможность пройти путь от низкоквалифицированного рабочего до рабочего высшей квалификации, а также освоить новые профессии, необходимые для производства. Вновь поступающий рабочий может продолжить обучение в зависимости от своего общеобразовательного уровня и приобретенной ранее квалификации. Такое системное профессиональное обучение рабочих на производстве позволяет им в максимально короткие сроки приобрести профессиональное мастерство.

В беседе с журналистами затрагивались и экономические аспекты деятельности предприятия. Неблагоприятная ситуация, которая сложилась во многих отраслях экономики России, сказалась и на работе ТМЗ. В 2013 г. на предприятии произошло снижение объемов производства, что было вызвано падением выпуска автомобильной техники и ростом тарифов на энергоресурсы. В прошлом году ОАО «ТМЗ» выпустило и реализовало продукции чуть более 70% к уровню 2012 г. Наибольшее падение отмечено в производстве коробок передач (33,8% к уровню 2012 г.). Убыток в ушедшем году составил 98 млн руб. Как следствие, численность персонала уменьшилась до 1600 человек.

В настоящее время руководство и специалисты завода подготовили документацию для участия в конкурсе и получения кредита на разработку дизельного двигателя нового поколения для специальной техники. Кредитные ресурсы планируется направить на модернизацию литейного производства и технологической базы предприятия. Продолжаются работы по реализации инвестиционных проектов и программ, направленных на модернизацию и развитие производства, а также на повышение
эффективности энергопотребления.

Общая потребность в инвестициях на сегодняшний день составляет более 5 млрд руб., из них 700 млн руб. составляют бюджетные средства. Для привлечения кредитных ресурсов размером свыше 4 млрд требуются государственные гарантии. Их получение обеспечит развитие завода на ближайшие 10–15 лет.

Свои перспективы на заводе видят в создании тяжелых дизельных двигателей мощностью до 1200 л.с., которые способны вытеснить V-образные 12-цилиндровые агрегаты, разработке новых типов коробок передач, а также совершенствовании технологии производства. При этом упор делается на высококачественную и уникальную продукцию по цене ниже западной. На предприятии реализуются четыре проекта: развитие производства дизельных двигателей, развитие производства роботизированных и гидромеханических трансмиссий, развитие чугунолитейного производства и организация производства электростанций. Срок выполнения этих проектов – 2011-2020 гг.

Нельзя допустить, чтобы такое предприятие, как ТМЗ, подобно столичному ЗИЛу, кануло в небытие, тем более что руководство завода и его трудовой коллектив нацелены на активную созидательную работу.

Валерий Васильев

Источник: журнал «Автомобильный транспорт» / № 12/2014. Скачать оригинал статьи в PDF.